«ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ» ВЫПУСК 4

Информационный бюллетень методических материалов
г
. Салават 2002 год

        Перед Вами 4-й выпуск информационного бюллетеня методических материалов «Читаем, Учимся, Играем». Хочется верить, что он будет вашим верным помощником в работе.

Материал сгруппирован по разделам:

Круг чтения

Мир искусства

Наука и техника

Наши праздники

Из истории земли русской

Образ жизни

Каникулы без скуки

Наше знакомство с содержанием журналов будет проходить именно по разделам.

Открывает выпуск раздел «Круг чтения».

В нем вы встретитесь с писателями и поэтами. Это: Шолохов М.А., Твардовский А.Т., Самойлова Д., А де Сент-Экзюпери, Грин А.С., Ги де Мопассан, Куприна А.И, Саша Черный….

Кубракова Т.К. «Певец Тихого Дона: взгляд сквозь время»// Читаем, Учимся, Играем.– 2000. – Вып.2. – С. 43-47.

Гений – достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Это вечер-портрет судьбы и творчества М.А. Шолохова. Михаил Александрович знал победы и беды, почет и клевету, уважение и зависть… Еще не все тайны шолоховского мастерства открыты перед читателями. Этот литературный вечер включает в себя донские напевы, по возможности – репродукции, представлена литература о нем.

Черепанова Т.В. «На огонек к писателю»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. – Вып.2. - С. 48-51.

Этот театрализованный званый вечер посвящен 95-летию М.А. Шолохова. Следуя мудрому совету, чтобы узнать реку – отправляйся к ее истокам, мы посетим Родину писателя, где встретимся с персонажами его произведений времен Великой Отечественной войны. Во время вечера можно увидеть сценки из произведений автора, пробуждающие любовь к человеку, помогающие стать лучше юному поколению.

Королева А.Т. «История одного посвящения»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С. 52-54.

Литературный вечер для старшеклассников о рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека», история ее создания, история долгой дружбы писателя и библиотечного работника Е.Г. Левицкой.

Некрасова Н.Н. «Ради жизни на земле»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.2. - С. 55-58.

Эта литературная композиция посвящена к 90-летию со дня рождения А.Т. Твардовского. Главная тема его творчества – это война. Образ Василия Теркина предстанет перед участниками вечера.

Мургина С.И. «Из поздней Пушкинской плеяды…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С. 59-70.

Литературно-музыкальная композиция для молодежи и взрослых посвящена Д. Самойлову. Перед нами - поэт лирик, философ, прозаик, драматург, литературный теоретик, блестящий переводчик.

В сценарии прилагаются списки литературы:

Произведения самого автора;

Литература о жизни и творчестве поэта;

Дискография;

Литература для детей Д. Самойлова;

Дискография для детей.

Ефремова Н.П. «Рыцарь, сражавшийся за смысл бытия»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С. 71-77.

Литературный вечер к 100-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. Вместе с писателем мы задумываемся о хрупкости жизни, о смысле человеческого бытия.

Яценко Н.И. «Главная книга»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.2. - С. 78-79.

Эта беседа о незавершенном произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель». Цитадель – это сгусток жизненного опыта, перелитого в слова.

Зайкова Г.А. «Путешествие к людям»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.2. - С. 80-83.

Читательская конференция для учащихся среднего школьного возраста, но книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Образ маленького Принца – мальчика с золотыми волосами трогателен и обаятелен он не оставит равнодушным участников мероприятия. В заключение конференции предлагается заполнить кроссворд по этому произведению.

Ильцова Н.М. «Я родом из моего детства…» // Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С.84-86.

Этот сценарий предлагает взять интервью у Маленького принца, который призывает ценить хорошее, отдавать людям душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого ты любишь.

Мокрова Г. Ю. «Я в ответе за свою розу…»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.2. – С. 87-97.

Инсценировка «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. Спектакль состоит из 10 картин.

Удальцова Е.Е. «Алые паруса мечты»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.3. - С. 4-6.

Алые паруса… Это символ романтической юности, дерзания и мечты. Литературная композиция по книге А.С. Грина. Музыкальное сопровождение – песни о море. Во время вечера участники знакомятся с героями Грина, совершивших чудо преображения действительности в мечту.

Давыдова М.А. «Ты слышишь море?…»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.3. – С. 7-11.

Вечер-викторина по книгам А. С. Грина. Действующие лица: Фрези Грант, Артур Грэй, матрос Летика. Участникам предстоит ответить на вопросы конкурсов:

«На карте Гренландии»

«Живущие в стране Грина»

Ананьева А.Н. «Швамбрания и другие страны»// Читаем, Учимся, Играем.- 2000. - Вып.3. - С. 12-20

Литературный вечер-портрет для учащихся среднего школьного возраста, посвященный Л. Кассилю. Это мероприятие очень богато и ценно по содержанию, представлен материал об авторе, его творчестве. В сценарии музыкальное и поэтическое сопровождение.

Бурмистрова Н. М. «Литературный круиз»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 21-26.

В путешествие по морю книг Л. Кассиля приглашают учащихся среднего школьного возраста Капитан и Гид.

Участникам предстоит выполнить задания конкурсов:

«Великое сражение»

«Царские наследники»

«Конкурс капитанов»

«Боеприпасы для великого сражения»

Булушева Г.В. «В гимназию пора…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 27-29.

Перед вами сценарий литературной игры по книге Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» для учащихся среднего школьного возраста.

Участникам предлагаются конкурсы:

«По колено сине море»

«Гимназический билет»

«Эффективная шпаргалка»

«Серебряный герб»

«Мудрые школяры»

Давайте веселиться»

В конце мероприятия можно провести Блиц - турнир: викторину по книге автора «Кондуит и Швамбрания».

Нефедова Г.В. «Друзья, вперед»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.3. - С. 30-35.

Театрализованный кроссворд, посвященный творчеству Л. Кассиля. Отгадать его помогут герои произведений автора.

Нефедова Г.В. «Линия связи»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.3. - С. 34-37.

Кассиль Лев Абрамович был военным корреспондентом, был и военным писателем. О пяти рассказах, вошедших в сборник «Линия связи» предстоит узнать участникам этого вечера. На протяжении мероприятия звучит музыка.

Грачев С.А. «Ниичаво себе»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 38-42.

Это инсценировка и викторина для старшеклассников по повестям братьев Стругацких. Рассказ о творчестве популярных писателей братьев Стругацких ведут герои их произведений.

Спиридонова М.В. «Волшебный щит»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.3. - С. 43-50.

Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников и взрослых, посвященная 150-летию Ги де Мопассана. Тема композиции – «Роль Гюстава Флобера в жизни Ги де Мопассана». Материал по своему содержанию очень богат. Участники узнают для себя много нового интересного из жизни автора.

Зайкова Г.А. «Животные герои» // Читаем, Учимся, Играем. – 2000 -Вып.3. - С. 51-55.

Литературный утренник по книгам Э. Сетона-Томпсана для учащихся среднего школьного возраста. Писатель был, прежде всего, натуралистом, любимое занятие его – это наблюдение за жизнью животных. Обо всем увиденном он рассказывал в своих книгах. В гостях побывают все герои его книг, они зададут вопросы викторины участникам.

Черникова Т.В. «Бетономешалка»// Читаем, Учимся, Играем. - 2000. -Вып.3. - С. 56-64.

Инсценировка рассказа Р. Брэдбери «Бетономешалка». Рэй Брэдбери одним из первых понял, что достижения науки в преступных руках способны погубить мир. Писатель показывает, какой вызов будущему бросает человек, создавший сверхумную, сверхмощную технику. Только человек может понять другого человека и сопереживать ему, поэтому в произведениях автора рядом с фантастическими мирами других галактик содействует обыденность. Пред нами разыгрывается спектакль из 3-х действий героями рассказа, которые стремятся зажечь в душах искру любви и сочувствия.

Богданова М.Е, «Нерушимое дерево»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.4. - С. 10-13.

Литературно-музыкальная композиция к 200-летию первого издания «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» – это памятник древнерусской литературы. Перед участниками выступят герои Слова: певец, дружинник, старый князь, Воин, Княгиня, князь... Звучат стихи, песни, музыка…

Спиридонова М.В. «Золотые сны души» // Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.4. - С. 14-22.

Музыкально-поэтическая композиция для старшеклассников об И. Ф. Анненском. Это поэт, критик, переводчик, живший и работавший на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Сценарий предлагает материал для беседы о поэте. На протяжении всего вечера звучат стихи поэта, пьесы П.И. Чайковского.

Арсентьева В.В. «История гранатового браслета»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 23-25.

Литературная композиция по произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Это история чистой, отчасти наивной, возвышенной любви, на пути которой стоят не только сословные предрассудки, но и пренебрежительное непонимание «обыкновенных» людей - в сущности, мещан и обывателей.

В сценарии представлен выборочный список литературы о А.И. Куприне.

Буячева О.Ю. «Досье королевы детектива»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 27-36.

Литературный вечер к 110-летию Агаты Кристи. «Вечер с детективом – это прекрасно!», - воскликнула когда-то Анна Ахматова.

Участники вечера узнают не только биографию писательницы, но и познакомятся с ее творчеством.

Коленкова Н.Л. «Несравненная леди Агата»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 37-42.

Инсценированное представление на основе рассказа Агаты Кристи «Коттедж Соловей». Здесь вы встретитесь с мисс Марпл, Эркюлем Пуаро, Аликсом, Джеральдом – героями ее романов.

Медведева И.Я. «Серая шейка»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.4. - С. 43-47.

Пьеса по мотивам рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Проблемы, затрагиваемые в ней, - одиночество, переживание не любви родителей, страхи – часто встречаются у детей. «Серая Шейка» проста в постановке, и надеемся, понравится зрителям и исполнителям.

Сазонова Т.А. «Свет незакатный»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.5. - С. 4-15.

Литературная композиция к 120-летию И.А. Бунина. Участникам предстоит познакомиться и узнать от каких истоков и к каким высотам шел художник поэтического слова. Здесь автобиография поэта сочетается с лирикой. В сценарии представлен выборочный список литературы об И. Бунине.

Ананьева Я.Н. «Когда-нибудь в России ты вспомнишь обо мне»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5 - С. 16-22.

Эта литературно-музыкальная композиция посвящена 120-летнему юбилею Саши Черного. Его творчество пленяет душу, волнует сердце, занимает ум. Саша Черный – поэт, писатель и волшебник для детей, он может быть грустным и веселым, простым и сложным, добрым и беспощадным.

Сапожникова Е.Я. «Совершенно не похожий на остальных»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 23-27.

Литературный вечер Саши Черного. Весь вечер звучат стихи, играет музыка Шопена. В сценарии имеется список литературы о жизни и творчестве Саши Черного.

Мургина О.И. «Одинокий будетлянин»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.5. - С. 28-38.

В театр поэзии по творчеству Велимира Хлебникова приглашаются старшеклассники. Жизненный путь поэта был стремителен и краток. Его философские творения – это история исканий человеческого духа, драматическая история человечества, это судьба самого Хлебникова.

Черникова Т.В. «Живите так, как вас ведет звезда…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 39-44.

Музыкально-литературная композиция, посвященная С. Есенину. В 1924 году автобиография поэта помещалась на двух-трех страничках. Теперь перед нами его автобиография в стихах. Он был свободным художником, мастером поэтического слова.

В сценарии прилагается дискография произведений С. Есенина.

Петрова Е.А. «Поглядим в глаза друг другу…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 46-50.

Поэтический час, посвященный Айседоре Дункан и С. Есенину. Оба они были бунтарями, ниспровергателями устаревших истин, гордыми, независимыми – одинокими. Им обоим было знакомо и поклонение, и демонстративное непонимание – «это не искусство»… Может быть, поэтому их встреча оставила глубокий след в душах и судьбах каждого.

Зархи С.Б. «Чужого горя не бывает»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 51-58.

Литературная композиция, посвященная 85-летию К. М. Симонова. Уходит в историю ХХ век. Исполнилось 57 лет Великой победе над фашизмом, за которую народ заплатил жизнью несколько миллионов человек. Книги Симонова, его имя стали для читателей частью той самой войны. Звучат стихи «Отец», «Жди меня», «Родина», «Атака»…

Ефремова Н.П. «…Чтобы не было неправды и зла на земле»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.5. - С. 60-64.

В литературное прошлое Г.Н. Троепольского приглашаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста. Мы отправляемся в путешествие по российскому Черноземью, где прошли детство и юность писателя. Чтобы ребятам в пути не скучать предлагается решить кроссворд «Знаешь ли ты деревню?».

Куликова С.В. «Судьба скитальца»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 65-66.

Беседа и викторина о судьбе и творчестве Алексея Ивановича Свирского. Творчеству Свирского присущ предельный реализм, внимание к проблемам «маленького человека». Вопросы викторины по книге Свирского «Рыжик».

Охотникова Е.Э. «В поисках сокровищ»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.5. - С. 67-69.

Утренник для учащихся среднего школьного возраста, посвященный 150-летию Р.Л. Стивенсона. Его имя знакомо всем с раннего детства, его книги читают не только дети, но и взрослые. Кто станет кладоискателем? Тот, кто лучше других знает «Остров сокровищ» и сумеет ответить на вопросы викторины, которые прилагаются в сценарии.

Ананьева Л.Н. «Навстречу приключениям»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 70-75.

Литературная игра-путешествие по книге «Остров сокровищ» Стивенсона. Во время театрализованного представления учащиеся встречаются с персонажами романа, которые проводят «Викторину для болельщиков».

Шмакова Л.Н. «Веселей, разворачивай парус!» // Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 76-80.

Пират-шоу для читателей среднего школьного возраста по роману Стивенсона «Остров сокровищ», исполненный самими ребятами. Придется разгадать «Пиратский кроссворд», совершить увлекательное путешествие в историю самого автора.

Буячева О.Ю. «Автор одного романа»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.5. - С. 81-90.

Литературный вечер, посвященный 100-летию Маргарет Митчелл. Она осталась для читателей автором одной единственной книги, но книги, которая стоит многих томов. Обойдя весь мир, роман стал символом Америки времен Гражданской войны 1861-1865годов. Мы узнаем, в чем секрет популярности романа «Унесенные ветром», а также познакомимся с биографией автора.

Спиридонова М.В. «Завоеванный рай»// Читаем, Учимся, Играем.-2000. - Вып.5. - С. 91-97.

Театрализованная литературная викторина по книге М. Митчелл «Унесенные ветром». В викторине участвуют две команды по 10-12 человек. Вопросы задаются одновременно. Если команды затрудняются ответить, то правильный ответ объявляет персонаж романа, в отношении которого был задан вопрос.

Казюлькина И.С. «Независимое агенство «Сказки по телефону»»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 98-105.

Театрализованная фантазия на тему сказок Д. Родари. Участники вечера встретятся с Чиполлино, Вишенкой и Редиской, узнают много интересного из жизни автора.

Питецкая Ю.П. «Где-то когда-то, в какой-то стране…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000.- Вып.5. - С. 106-107.

Литературный вечер по творчеству Д. Родари включает в себя:

викторина по сказке «Джельсомино в Стране лжецов»;

конкурса «Сочиняем историю»;

вопросы для обсуждения по сказке «Джельсомино в Стране лжецов».

Бирюкова Г.В. «Я ехал по степям заволжским…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 43-46.

Литературно-краеведческая игра, посвященная А.С. Пушкину. Великий поэт в 1833 году по пути в Оренбург проехал по территории Самарской губернии.

1 тур игры так и называется «Через Самарские степи»;

2 тур – «Далече Северной столицы»;

3 тур – «Я и в коляске сочиняю».

Портнова Т.Н. «Вечные темы поэзии русской»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 47-50.

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 160-летию А.Н. Апухтина. Каждый большой художник пишет о том, чем он «болеет с детства»… Для Апухтина, выросшего среди русской природы, среди полей и перелесков, главной и первой темой его творчества стала тема Родины. Его жизненному пути, творчеству посвящен этот вечер.

Сазонова Т.А. «Поэт – чародей»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000.- Вып.6-7. - С. 51-56.

Афанасий Афанасьевич Фет – величайший русский поэт Х1Х века – остается тончайшим лириком, мастером лирической поэзии. Поэтическим языком говорил Фет о величии человеческого духа, «вечного и вездесущего». Этот литературный вечер познакомит слушателей с биографией поэта, его творчеством.

Порядина М.Е. «В нашем доме чепуха и есть истинная правда»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7.

Это материал для беседы о жизни и творчестве величайшего русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.

Сазонова Т.А. «И сердца жар, и чистые стремления»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 58-66.

Историко-литературная композиция о жизни и творчестве А.Н. Плещеева. Основной герой творчества Плещеева – «лишний человек», не приспособленный к суровым условиям социальной жизни. Его лирика написана сердцем, в них много неподдельного чувства и глубоких мыслей.

Рыжов С.В. «Путник по вселенным»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 67-72.

А.С. Блок – это поэт трагического мировосприятия. Своеобразие блоковской поэзии – в стремлении преодолеть трагедию. Это литературная композиция – рассказ об одном из самых загадочных поэтов ХХ века, о его времени.

Черникова Т.В. «Песня вольная, как ветер…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 73-79.

Романтическую озерную страну Олонию, под именем которой воспел Прокофьев родной край, вскоре узнали все любители поэзии. Литературная композиция знакомит с жизнью и творчеством поэта, его жизненными принципами, литературными исканиями.

2. «Мир искусства»

В нем вы встретитесь с выдающимися музыкантами и художниками, артистами, деятелями культуры – юбилярами 2000 года.

Также предпринята попытка рассказа о таком сложном и важном явлении культурной жизни нашей страны, как авторская песня.

Черникова Т.В. «И жизнь, и слезы, и любовь…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С. 98 - 112.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 160-летию П.И. Чайковского. Жизнь Чайковского – это труд художника, безраздельно властвующего в своем искусстве и порабощенного им. Поэтому биография композитора – прежде всего история его творчества, в котором он сам видит цель, смысл и радость жизни. Перед нами театрализованное представление из 10 картин о его жизни, музыке, выразителе его души.

Боброва Н.М. «Парус»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 65-68.

Литературно-музыкальный вечер авторской песни. Мы познакомимся с историей, именами исполнителей авторской песни: Сергей Яковлевич Лемешев, Александр Варламов, Булат Окуджава. Парус – это верность идеалам, надежда, неустанные поиски цели и смысла жизни.

Бажанова Е.П. «Счастливый человек»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.3. - С. 69-72.

Литературный вечер, посвященный Булату Окуджаве. Это имя не нуждается в особом представлении, всем знакомы его стихотворения, песни. Магия Окуджавы заключена в музыке, в звучании.

Третьякова В.А. «На любовь свое сердце настрою…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 73-76.

Песни Булата Окуджавы вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов как-то сразу, и как оказалось, надолго. Оказалось, что обыденное может превратиться в сказочное… Еще один литературно-музыкальный вечер, посвященный Б.Окуджаве.

Макарова Б.А. «Я, конечно, вернусь…»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.3. - С. 77-81.

Владимир Высоцкий… У него был огромный талант понимать суть вещей. Он пел про то, чем живет и о чем думает народ, и поэтому был истинно народным. Сотни его прекрасных песен навсегда останутся в русской культуре. Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве поэта, певца, композитора.

Новиков В.И. «Романтики шестидесятых»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 82-86.

Шестидесятые годы в нашей стране были временем крушения старых иллюзий и появления новых надежд. В поэзии появились – «поющие поэты» – авторы, которые не только сочиняли стихи и музыку к ним, но и сами исполняли свои произведения (как правило, под гитару). Это Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Юрий Кукин и другие.

Литературно-музыкальный вечер посвящен исполнителям авторской песни.

Рязанцева Я.М. «Непостижимая тайна творений»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 48-52.

Жизнь гениального художника, не знавшего себе равных среди современников, осталась загадкой для потомков. Так нельзя ли все-таки постичь тайну Андрея Рублева, чтобы он шагнул через пропасть столетий и встал рядом с нами? Этот литературно-музыкальный вечер посвящен 640-летию Андрея Рублева.

 

 

«Наука и техника».

Вам предстоит встреча с материалом, который освещает достижения человечества в самых разных отраслях науки и техники.

Разувалова Г.П. «Твой друг автомобиль»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 102-108.

Сегодня автомобили, как поется в песне, «буквально все заполонили». На улицах мелькают самые разнообразные машины – легковые и грузовые, военные и пожарные, санитарные и подъемные краны… Как появился автомобиль? Кто его изобрел? Об этом и многом другом узнают учащиеся 4-5 классов, приняв участие в конкурсах:

«Создаем фантомобиль»;

викторина для пешеходов;

конкурс «Кругосветное путешествие»;

конкурс рисунков.

Встречу можно завершить обзором литературы.

Сазонова Т.А. «Чудесный доктор»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.6-7. - С. 113-122.

Беседа со старшеклассниками к 190-летию Н.И. Пирогова – врача, естествоиспытателя, педагога, основоположника военно-полевой хирургии в России.

Куликова С.В. «У подножия пирамид» // Читаем, Учимся, Играем. -2000. - Вып.6-7. - С. 123-127.

На театрализованное представление к 210-летию Жана Франсуа Шампольона приглашаются старшеклассники. Это французский ученый, основатель египтологии, член Академии надписей – много лет отдал расшифровке на базальтовой плите, благодаря ему, Египет «заговорил» и поведал много интересного миру.

4. «Наши праздники»

Как провести День знаний в школе и библиотеке, как отметить Новый год, как провести День красоты? Об этом и многом другом в этом разделе.

Барашева Н.М. «Когда вся жизнь была иной»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 55-61.

Литературный исторический вечер, посвященный воспитанницам Смольного института. Это разговор о женском воспитании и образовании в России ХУ111 века, когда Екатерина 11 создала Воспитательное общество благородных девиц.

Богатырева И.В. «Слова, словари и …»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.4. - С. 61-65.

Театрализованная игра для юных лингвистов. Вас ждут конкурсы и встречи с необычными гостями – героями сказок: Пеппи Длинныйчулок, Шалтай-Болтай, Алиса из Зазеркалья, Двоеточие, Точка, Запятая…

Конкурсы: - «Буковка к буковке»;

«Лингвистические прятки»;

«Ты и твое имя».

В конце игры можно провести обзор книжной выставки справочной литературы.

Горбушина Т.В. «Гусиные крылья, орешки с дуба и бронзовый арап»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.4. - С. 66-68.

На письменном столе Александра Сергеевича Пушкина стояла бронзовая чернильница, украшенная фигуркой арапа – это рабочий инструмент и источник поэтического вдохновения поэта. Птичьи перья, чернила, песок - обо всем, об этом мы узнаем из этой беседы.

Магазевская Л.М. «Путешествие в школьную страну»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 69-70.

В Клуб веселых и находчивых приглашаются учащиеся среднего и старшего школьного возраста. Путешествуя по школьной стране, командам предстоит принять участие в конкурсах:

«Приветствие»;

«Разминка»;

«Это было давно»

Конкурс капитанов «Если бы я был директором»;

«А еще был случай»;

«Песнь о педагоге».

Порядина М.Е. «Очень серьезная игра»// Читаем, Учимся, играем. –2000. - Вып.4. - С. 71-73.

Конкурс эрудитов, где каждый проявит свои знания, смекалку, находчивость. На суд зрителей представлены конкурсы:

литературный конкурс;

исторический конкурс;

географический конкурс;

математический конкурс;

физический конкурс;

конкурс лингвистов.

Федосеенко Н.В. «Призвание»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.4. - С. 74-78.

Цикл мероприятий к 100-летию Сергея Ивановича Ожегова.

Беседа «Сила слов» – о жизни русского языковеда и лексиографа.

Путешествие по стране слов: книжная выставка-игра, где заполнить клеточки кроссворда помогут словари Ожегова.

Тихомирова И.И. «…Огонь, мерцающий в сосуде»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 79-83.

Это мероприятие предлагает провести 9 сентября – День красоты.

Ребятам предстоит познакомиться с такими качествами – как искренность, скромность, благородство, застенчивость, на примерах литературной героини Наташи Ростовой и сказочной Золушки. Самостоятельно ответить на вопросы в процессе беседы о тайнах человечности.

Бондаренко Е.Н. «Воспитание прекрасным»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 84-87.

Мир вокруг нас – огромный и прекрасный! Как видят его живописцы, изображая его на холстах? Об этом можно узнать из беседы в День красоты. В конце беседы предлагается викторина «Сегодня мы художники»

Несмеянова В.В. «Ни дня без шляпки!»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.4. - С. 88-91.

Это вечер отдыха для девочек, мам и бабушек. Здесь мы будем говорить о серьезных и важных вещах, о красоте и целесообразности, о моде и индивидуальности, о традициях и новаторстве, одним словом о шляпках. В конце мероприятия прилагается викторина: «Кто скрывается под шляпкой?»

Шорыгина Т.А. «Щедрые сердца…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.5. - С. 108-110.

Школьный праздник учеников и учителей – День учителя.

Зайцева Л.В. «Правда ли, что…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.5. – С. 111-112.

Материалы для проведения Дня учителя. Рекомендуется провести Блеф-клуб. Даны вопросы для разминки, викторина «Эрудит», логический тренинг.

Масежная А.В. «Здравствуй, Новый век!»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.6-7. - С. 4-9.

Новогодний утренник для учащихся младших классов. В гостях у ребят побывают ученый, Звезда, Ученик, Дед мороз, Снегурочка.

Ивко Л.В. «Хоровод друзей»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 10-14.

Новогоднее путешествие по всему миру вместе с Дедом морозом и Снегурочкой. Мы побываем в: Индии, Японии, Швеции, на Аляске. Узнаем, как встречают Новый год в других странах.

Чаусова С.А. «Мы не пустим скуку в дом!»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 15-19.

Новогоднее представление для детей, где мы встретимся со сказочными героями: Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Доктор Айболит, Бармалей, Кот, Веснушка…

Шаманова О.Г. «Чудесный урок веселенья»// Читаем, Учимся, играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 20-24.

Новогодний утренник для детей с героями сказок: Карлсон, Пеппи Длиныйчулок, мисс Эндрю.

Матис. Л.С. «На площади серебряных часов»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 25-30.

В новогоднюю, волшебную сказку приглашают детей герои сказок: Ерошка, Лапушка, Королева, Герда, Кай, Хихидна, Дед Мороз, Снегурочка, Снежинки…

Сафонова Н.К. «Год сказки»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.6-7. - С. 31-34.

Литературный праздник для детей. Ребята будут отвечать на вопросы викторин:

«Праздник и подарки»;

«Аукцион волшебных слов и заклинаний»;

конкурс «Лепим снеговика»;

«Сказочный салат»;

Чернорецкая О.Л. «Найди свою снежинку»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 35-39.

Каждая встреча с Бабой Ягой и Домовенком Кузей приносит ребятам множество ярких впечатлений. Это утренник о том, как Баба Яга и Домовенок Кузя в горы ходили, коня с камнем счастья искали и новогоднюю газету из ребячьих стихов и сказок делали.

«Новогодняя копилка»/ Сотрудники Динской центральной библиотеки// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 38-39.

Игра «Поле – чудес», посвященная самой волшебной новогодней ночи в году – 31 декабря.

5. «Из истории земли русской»

В этом разделе собран материал об истории нашего Отечества.

Зайкова Г.А. «О славе тех времен»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.4. - С. 4-9.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 620-летию Куликовской битвы. Так пришла на Русь великая беда – татаро-монгольское иго. Этот вечер – это героические страницы русской истории Куликовского сражения, где русский народ одержал победу.

Сафрыкина С.А. «Пред грозным временем, пред грозными судьбами…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 81-87.

Эти люди намеревались перестроить Россию, спасти ее от мерзостей крепостничества, от неограниченного произвола чиновников, от взяточничества и неправедного суда, казнокрадства, хаоса. Декабристы – это были лучшие люди своей эпохи, это им посвящен этот литературно-музыкальный вечер.

Радченко Т.П. «…А песнь не умирает»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.6-7. - С. 88-90.

Историко-литературный вечер, посвященный декабристам.

Карлина Н.Н. «Любовью к Родине дыша…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 91-99.

О творчестве поэтов-декабристов узнаете вы, посетив этот литературный вечер. Здесь можно услышать: А.И. Одоевского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, М. Ю. Лермонтова…

Рязанцева Л.М. «Подвиг любви бескорыстной»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.6-7. - С. 100-109.

Историко-литературная композиция о женах декабристов, которые совершили по истине подвиг. Перед нами: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, Н.Д. Фонвизина, А.В. Розен, Варвара Шаховская…

6. «Образ жизни»

Маньгинова С.В. «Береги платье снову, а здоровье смолоду»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.4. - С. 92-100.

Урок Здоровья для старшеклассников. В гостях побывают Долгожитель, Труженик, Некурящий, Непьющий, Оптимист.

В сценарии прилагается игра-викторина «Эликсир молодости», конкурсы «Отгадайте загадки», «Вспомните пословицы».

Журнист Л.А. «Суд над табаком»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.4. - С. 102-105.

Театрализованный вечер здоровья о вреде табака для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Пред вами выступят: социолог, врач, судья, секретарь, школьница.

Гайворонская Т.А. «Забава для дураков»// Читаем, Учимся, Играем. –2000. - Вып.4. - С. 106-111.

Материал для беседы о вреде табака для старшеклассников. Здесь мы встретимся с Робинзоном Крузо, Мефистофелем, Моряком, Сказателем, мудрецом… Ребятам предложена викторина «В объятиях табачного дыма».

7. «Каникулы без скуки»

Масунова Т.А. «Следствие ведут знатоки»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С. 114-116.

На этом экологическом вечере Буратино, Свидетель, Лисенок – экодетектив будут задавать вопросы участникам об экологии, познакомят с экологической проблемой на земле.

Сметанина Л.Б. «Будем знакомы»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.2. - С. 117-118.

Это вечер знакомств ребят с историей родного города, с его заводами и фабриками, с его экологическими проблемами. Ребята могут принести свои поделки, рисунки на конкурс.

Астахова Н.А. «Заколдованные ужастики»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 87-89.

Игра-путешествие по книге Н.А. Стожковой. Ребята встретятся с Бабой Ягой, Водяным, Лягушатами, Лешим, ответят на вопросы викторины «Лесная», разгадают ребусы, загадки.

Баева И.В. «Солнце, воздух и вода»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. - Вып.3. - С. 90-95.

Летний праздник для детей с конкурсами – 1 часть:

загадок;

«Аукцион солнечных песен и стихотворений»;

Викторина «Солнечный удар»;

11 часть утренник «По морям, по волнам…» с конкурсами:

Разминка;

«Морской бой»

«Морской узел».

Торгашов В.Н. «День Нептуна»// Читаем, Учимся, Играем. – 2000. -Вып.3. - С. 96-101.

Летнее развлечение для детей, отдыхающих в лагере. Ребята встретятся с Машей и Витей, Жар-птицей, Бабой Ягой… Многие спортивные состязания будут проходить на воде.