«ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ» ВЫПУСК 5

Информационный бюллетень методических материалов
г
. Салават 2003 год

       Перед вами 5 выпуск информационного материала методических материалов «Читаем, Учимся, Играем», в который вошли материалы сборника за 2001 год. Надеемся, что представленный материал вы будете использовать в своей работе при проведении массовых мероприятий. Материал сгруппирован по следующим разделам:

· Наши праздники

· Искусство слова

· Из российской истории

· Мир искусства

· Человек. Наука. Цивилизация

· Каникулы без скуки

· Здоровый образ жизни

В первом разделе Наши праздники мы поговорим не только о новогоднем празднике, о Международном женском дне. Представлен необычный сценарий проводы в армию, это тоже своеобразный праздник. Спектакли об истории почтовой марки уместно поставить ко Дню российской печати. Интересно представлено празднование Нового года по-восточному календарю, инсценировка по рождественским рассказам Ч. Диккенса.

Юрченко В.Г. «Весны центробежная сила…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001. – Вып.1 – С.71-76.

Сценарий литературно-поэтической композиции, посвященной Международному женскому дню 8 Марта.

Золкина Ю.В. «Образ пленительный, образ прекрасный…» (Женский образ в русской живописи и поэзии ХУШ-ХХ вв.)//Читаем, Учимся, Играем. – 2001 г. – Вып.1 – С.77-84.

Сценарий литературного вернисажа к Международному женскому дню.

Арсентьева В.В. «Игра загадочней всего…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001 г. – Вып.1. – С.85-93.

Сценарий театрализованного представления для молодежи о любви поэтов Серебряного века к знаменитым и загадочным женщинам: Л.Д. Менделеевой, А.А. Тургеневой, Н И. Перовской.

Мургина О. И. «Имя славное Пруткова, Имя громкое Козьмы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С. 97-103.

В день смеха рекомендуется провести литературный вечер, посвященный 200-летию Козьмы Пруткова. В сценарии прилагается дополнительный материал для беседы «Козьма Прутков и его создатели».

Голикова Н.В. «Между … двенадцати стульев»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С. 106-113.

Сценарий театрализованного вечера юмора для учащихся 8-9 классов. Ребятам предстоит ответить на вопросы по произведению Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Ляпунова Н.К. «Посидим рядком, поговорим ладком»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С. 115-121.

Сценарий литературно-музыкальной программы для фольклорных коллективов.

Прокофьева С.Л. «Подарок для Снегурочки»/ С.Л. Прокофьева, И.П. Токмакова//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С. 115-121.

Сценарий новогодней пьесы-сказки в двух действиях для младшего школьного возраста. Ребят ждут встречи с героями сказок.

Попов А.В. «Улыбайтесь, друзья!»//Читаем, учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.129-142.

Сценарий игровой новогодней программы для детей. Скоморохи, Кощей бессмертный, Баба Яга, Леший сделают вечер веселым и интересным. Ребят ждут игры, конкурсы, загадки.

Токмакова И.П. «Звездные мастера»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С. 135-142.

Сценарий новогодней сказки в двух действиях для младшего школьного возраста.

Андреева М.С. «Сивка-бурка и другие»/М.С. Андреева, М.П. Короткова //Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.30-33.

Материал к празднику встрече восточного Нового года – года Лошади. Ребятам предстоит ответить на вопросы викторин: «Литературная викторина», «Доска объявлений», «Лошадиная головоломка», подвижные игры.

Сындуев Е. «Очень-очень точный гороскоп восточный»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.30-33.

Сценарий театрализованного новогоднего вечера. Ребят ждет встреча с представителями восточного гороскопа.

Маслова Е.А. «Тройка мчится, тройка скачет…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.34-38.

Сценарий познавательной программы. «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться…» - писал Н.В. Гоголь.

Шорыгина Т.А. «Святая ночь»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.44-49.

Материал для проведения театрализованного праздника Рождества Христова для детей.

Буячева О.Ю. «Время чудес»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7.- С.50-61.

Сценарий праздничного литературного вечера, посвященный историям которые происходят в ночь на Рождество.

Дунас Д. «Рождество в деревне Рождественка»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.62-66.

Сценарий представления театрализованного праздника Рождество Христово.

Троицкая Н.Н. «Путешествие в газетный мир»/Н.Н. Троицкая, М.Ф. Сидорова//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.67-71.

Сценарий командной журналистской игры, посвященный Дню российской печати. Ребятам предстоит побывать в роли журналистов и редакторов.

Яцкова Т.В. «Журнальная империя»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.72-75.

Сценарий библиографического представления для учащихся 7-8 классов. Ребят ждет встреча с героями сказок «империи журналов».

Давыдова М.А. «Университетский указ подписан»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.76-82.

Сценарий театрализованного студенческого «капустника» - поздравления с Татьяниным Днем.

Данилова О.Г. «Солдатами не рождаются»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.4-8.

Сценарий вечера-проводы в армию. Проводы в армию могут пройти интересно, если пригласить на встречу с ребятами военного комиссара, матерей призывников, провести с участниками шуточную разминку, пройти «минное поле», принять участие в игровых конкурсах.

Каминец М.Г. «Тяжело в ученье, легко в бою»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.10-13.

Сценарий вечера, посвященного Дню защитника Отечества. Ребятам предстоит побывать в военно-историческом музее, ознакомиться с доспехами и боевым оружием ХI-ХУ вв., с современным вооружением, биографиями военачальников.

Науменко Г.М. «Весенние голоса»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.16-21.

Сценарий фольклорного театрализованного праздника прихода весны для младшего школьного возраста.

Корниленко Е.В. «Солнышко любимое наше»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.22-23.

Сценарий праздника – встречи Солнца и Весны. Праздник состоит из двух частей, первая происходит в зале, вторая – на свежем воздухе с солнечными закличками и играми.

Ичетовкина М.И. «Нет дерева сердцу милее…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.33-37.

Сценарий праздника русской березки. В сценарии прилагается беседа «Стоит древо древлянское».

Зайцева Л.В. «И это время называется весна…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.41-48.

Сценарий утренника, посвященного 8 Марта. Ребята будут участвовать в конкурсах, и отвечать на вопросы викторины.

Боброва Л.В. «Штрихи к портрету женщины»/Л.В. Боброва, Л.Н. Будковая //Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.49-53.

Сценарий поэтического концерта, посвященного Международному женскому дню.

Шаманова О.Г. «Жемчужина»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.49-53.

Сценарий театрализованного конкурса для девочек. Ребят ждут встречи с героями сказок, участие в конкурсе «Суперпальма».

Золкина Ю.В. «Вечный светоч материнства»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.63-69.

Сценарий музыкально-художественной композиции, посвященный образу Богоматери в изобразительном искусстве.

Данилова О.Г. «Коса – девичья краса»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.70-71.

Вечер-конкурс для старшеклассников о девичьей красе. Девушкам, участницам, предстоит участие в конкурсах: «Стихотворном», конкурсе «Рукодельниц», «Кулинарном». Чтобы вечер прошел весело можно провести конкурс частушек.

Прокофьева С.Л. «Не буду просить прощения!»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.73-82.

Сценарий пьесы в двух действиях, посвященный Международному женскому дню.

2. Искусство слова

В этом разделе вас ждет встреча с писателями-юбилярами 2001 года: Киреевским И.В., Гумилевым Н.С., в форме увлекательного диспута попытаемся разгадать социологическую основу произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Произведения Л.Андреева и Е. Шварца предлагаем для обсуждения «на темы нравственные». В связи с юбилеями Вальтера Скотта, С. Лема уместно напомнить о тяготении человека к открытиям и приключениям. Творчество Ломоносова представлено авторами в контексте эпохи: на фоне преобразовательной деятельности Петра Великого и «светлого» правления Елизаветы. Целое поколение наших соотечественников воспитывалось на сказках А.М. Волкова. Есть сценарии, посвященные Ф. Достоевскому, Т. Готье, А. Милну, Ж.Б. Мольеру, Н. Некрасову, Тэффи.

Малая С.В. «Путешествие по сказке»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.4-10.

Сценарий инсценировки по сказке Ивана Киреевского «Опал». К сценарию прилагается дополнительный материал для сообщения «Любомудрый Иван Киреевский», о жизни и творчестве публициста и литературного критика.

Шляхтина Е.М. «Путь конквистадора»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.11-19.

Сценарий литературного вечера, посвященный к 115-летию со дня рождения Н.С. Гумилева, поэта, путешественника, романиста.

Быкадарова Н.К. «Да таким, как Бог меня создал, я и хочу всегда казаться»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.22-27.

Сценарий литературного вечера об А.С. Пушкине для старшеклассников.

Андреева М.С. «Как океан в дали, поет…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.122-127.

Сценарий детского литературного праздника, посвященного 70-летию Виталия Коржикова. Ребятам предстоит участие в конкурсах «Сильные и ловкие», «Морские сундучок», «Почтовый голубь» ответить на вопросы викторины «Лево руля, право руля!».

Бродский М.А. «И доказательств никаких не требуется…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.24-33.

Материал для диспута со старшеклассниками христианских и философских аспектов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман входит в число любимых учащимися произведений школьной программы. Поэтому совместное обсуждение трудных мест романа, не рассмотренных на уроках в школе, будет интересно и полезно.

Короткова М.П. «Невеселые рассказы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.31-34.

Сценарий беседы о Леониде Николаевиче Андрееве. Леонид Андреев – та самая фигура, в которой жалость к героям и жестокость к ним и читателю обрели единство. Ему хотелось верить, что его герои способны справиться с обстоятельствами, победить нужду, зависимость от сильных мира сего. В сценарии прилагаются вопросы викторины по рассказу «Петька на даче».

Бродский М.А. «Сын козла отпущения»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.35-44.

Сценарий диспута со старшеклассниками по повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Эта повесть заслуживает серьезного разговора и по художественным достоинствам, и по глубине поставленных проблем, которые не потеряли актуальности и сегодня, ибо автор ищет ответы на вечные вопросы бытия: что правит миром, добро или зло, истина или ложь?

Порядина М.Е. «Нравственные уроки Е. Шварца»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.47-52.

Театрализованная беседа об этике с участием героев Е. Шварца по сказке «Снежная королева» для учащихся 5 классов.

Грачев С.А. «Зверь кораллового острова»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.61-66.

Сценарий инсценировки по повести Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Ребят ждет встреча с героями повести. В конце вечера можно провести викторину.

Грачев С.А. «Возвращение Бледнотика»//Читаем, Учимся, Играем. –2001г. – Вып.3. – С.61-66.

Сценарий инсценировки по мотивам фантастических рассказов Станислава Лема. Литературный и жизненный принцип С. Лема: «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих». В конце сценария прилагается викторина по творчеству писателя.

Шорыгина Т.А. «Грядущего прозренья…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.67-69.

Сценарий диспута о научной фантастике в стихах и прозе. Ребят ждет встреча с библиотекарем, учителем истории, учителем биологии, читателем.

Буячева О.Ю. «Слет знаменитых путешественников»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.73-79.

Сценарий литературно-познавательной игры для пятиклассников. Ребят ждет встреча со знаменитыми путешественниками. Они приехали на вечер, чтобы обменяться опытом и поделиться знаниями. Ребята примут участие в конкурсах: «Волшебный», «Музыкальный», «Кулинарный», «Литературный», «Именной», «Фантазерский».

Ананьева Л.Н. «Великий инкогнито»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.80-86.

Сценарий литературного вечера, посвященный 230-летию со дня рождения Вальтера Скотта. Ребят ждет встреча с Шерлоком Холмсом, доктором Ватсоном, по описанию портрета, образа действия надо угадать героя.

Таплинская С.А. «А.С. Пушкин и белгородцы»/ А.С. Таплинская, Е.Н. Зубова//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С. 123-127.

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный малоизвестной странице жизни Александра Сергеевича Пушкина – его связи с белгородцами. Одни были его предками, с другими Пушкин дружил, откровенничал, восхищался талантами третьих, а четвертые посвятили значительную часть своего творчества пушкинской теме.

Симоненко О.С. «Джентльмены удачи»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.132-134.

Сценарий литературной викторины по зарубежному авантюрно-приключенческому роману (А. Дюма-старшего, М. Рида, Р.Л. Стивенсона, Ф. Купера, М. Твена).

Ананьева Л.Н. «Четыре экскурса в историю сказки»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.73-83.

Сценарий беседы о том, как создавался цикл сказок об Изумрудном городе. Целое поколение наших соотечественников воспитывалось на сказках А. М. Волкова.

Нефедова Г.В. «Скорики – морики – раз!»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С. 84-88.

Сценарий театрализованного представления и читательский аукцион по материалам сказок А.М. Волкова. Ребят ждет встреча с героями сказок.

Семиреченский И.И. «Мечтатели и бесы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.4-13.

Сценарий литературного вечера, посвященного 180-летию Ф.М. Достоевскому, русскому писателю. Ребят ждет встреча с героями его романов.

Мамедова Л.В. «С песней на устах»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.17-21.

Сценарий литературной композиции, посвященный 130-летию со дня рождения Леси Украинки. Вся ее жизнь – словно стойкий цветок «ломикамень», который некогда она воспела в своем творчестве.

Коленкова Н.Л. «… Но мне повезло – я родился в России»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.22-28.

Сценарий музыкально-поэтической композиции, посвященный 65-летию со дня рождения Александра Семеновича Кушнера. Ребят ждет встреча с хозяином, Пауком, бабочкой, пчелой – героями произведений. В конце сценария прилагается дополнительный материал «Жизненный путь Кушнера и его поэзия».

Куралежина И.А. «Мы цепи таинственной звенья»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С. 31-36.

Сценарий беседы о творчестве поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.

Чудинова Е.П. «А ведь Россию я действительно полюбил»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.37-42.

Сценарий театрализованного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Теофиля Готье. Готье был журналистом, «мял глину», писал акварелью, играл на сцене, но, прежде всего, был поэтом.

Буячева О.Ю. «По дороге в Книгоград» //Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.43-49.

Сценарий книжной ярмарки в честь известных произведений и их авторов, чьи юбилеи отметили в 2001 году. По пути в Книгоград ребят ждут интересные вопросы, задания, встречи с героями сказок.

Андреева М.С. «Опять я в деревне…»/М.С. Андреева, М.П. Короткова//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С. 26-38.

Сценарий литературного праздника для учащихся 3-5 классов, посвященный 180-летию со дня рождения Н.А. Некрасова. Ребятам предстоит в конце вечера принять участие в конкурсах и играх.

Зайкова Г.А. «Опять я в деревне…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6 – С.39-44.

Сценарий литературного часа по «новгородскому» этапу творчества Н.А. Некрасова для старшеклассников.

Родзевич А.Ю. «Таинственный цветок»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.46-52.

Сценарий литературной игры и викторины по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветок».

Чудинова Е.П. «Мольер, который обидел всех»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г.- Вып.8. – С.83-89.

Сценарий литературного вечера, посвященный 380-летию со дня рождения Жана Батиста Мольера. Это сценарий биографической инсценировки. Как настоящий драматург, актер умер на сцене – не только в переносном смысле, но и в прямом.

Варламова И.В. «Королева мягкого юмора»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8.- С.90-98.

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству и жизненному пути Тэффи. Поэтесса, драматург, блестящий прозаик, Тэффи (настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая, по мужу Бучинская) начала в 1900-е годы писать под псевдонимом.

Родзевич А.Ю. «Сказочный ларец»// Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8. – С.99-106.

Цикл литературных игр по сказкам А.Н. Афанасьева. Ребята примут участие в конкурсах: «Сочиняем сказку», «Поющая сказка», «Волшебные предметы», ответят на вопросы викторины «Уроки добрым молодцам и красным девицам».

Дунас Д.В. «День рождения, или мальчик, медвежонок и сказка»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.8.- С.108-113.

Сценарий пьесы об Алане Александре Милне, о его знаменитом сыне - Кристофоре Робине и об истории создания «Винни Пуха».

3. Из истории государства российского

В этом разделе вас ждет встреча с великими историческими личностями, которые сделали немало для становления России, ребятам можно рассказать о мифах и легендах Древней Греции, культуре, обычаях Древней Руси, об историческом памятнике – Брестской крепости и многом другом.

Кузнецова Н.С. «Откуда есть и пошла русская земля…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.4-14.

Сценарий исторического вечера – путешествие по книжной выставке «Древняя Русь: сказка и быль». Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев помогает понять и объяснить многие события в истории нашей страны. Составной частью вечера станет викторина на знание истории Древней Руси. Для участия в ней ребята делятся на две команды.

Малая С.В. «Времен минувших небылицы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2.- С.15-23.

Сценарий экскурса в мифологию древних славян. Игра - викторина составлена для детей среднего школьного возраста. Предварительной подготовки не требуется. Сказки, старинные обряды и поверья сегодня в какой-то мере знакомы многим. Ответы на вопросы могут быть догадкой и размышлением.

Осипова Р.М. «У стен брестской крепости»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.4-11.

Сценарий урока-истории для юных читателей, посвященный к 60-летию со дня начала обороны Брестской крепости.

Нефедова Г.В. «Путешествие на колеснице времени»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.50-56.

Сценарий игровой программы по древнегреческой, египетской, персидской, скифской, славянской мифологии. Ребята отправятся в далекое путешествие на Колеснице времени в удивительную страну Мифологию, где их ждут встречи с героями мифов. К сценарию прилагается дополнительный материал для беседы «Мифы Древнего Египта и Рима».

Гордеева Н.П. «Люди, изменившие мир»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.59-71.

Сценарий интеллектуально-познавательной игры для учащихся старших классов. Это командная игра, состоит из вопросов об исторических деятелях, писателях, ученых, людях искусства, чье влияние на историю человечества было особенно заметным.

Чарский Л. «Один за всех»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.4-11.

Сценарий инсценировки по повести Л. Чарской, посвященный 680-летию со времени рождения Сергея Радонежского (ок.1321-1391). Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетия. «Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России».

Шорыгина Т.А. «Колумб российской истории»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.16-22.

Литературный сценарий, посвященный 235-летию Н.М. Карамзина. Ребята узнают о важных вехах жизни писателя, историка, его творчестве.

Голышина Н.М. «Писатель, историк, человек…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.23-24.

Материал для беседы о жизни и творчестве русского писателя Н.М. Карамзина.

Вальская Т.А. «Петровская ассамблея»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.4-7.

Сценарий проведения праздника – игры для учащихся 4-5 классов. Это командная игра, посвященная Петру Великому. Ребятам предстоит принять участие в конкурсах «Капитанов», «Домашнее задание», «Верите ли вы…»

Муравьева Л.Н. «Делу – время, потехе – час!»/Л.Н. Муравьева, Т.В. Рудишина//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.8-11.

Сценарий театрализованной Петровской ассамблеи. Ребят ждет встреча с Государем, Нарышкиной Н.А., сестрой Петра 1… К сценарию прилагается дополнительный материал для беседы «Становление на царство» о Петре 1.

Макарова Б.А. «Но венценосна добродетель…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.17-21.

Сценарий исторического вечера, посвященный эпохе Екатерины II для учащихся среднего и старшего школьного возраста. На театрализованном вечере ребят ждет встреча с императрицей, графом Суворовым и многими другими.

Муравьева Л.Н. «Ах этот бал, краше не было бала!»/Л.Н. Муравьева, Т.В. Рудишина //Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.22-27.

Сценарий Екатерининского бала. Театрализованный вечер проходит в гостях главнокомандующего Москвы генерал-аншефа, князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского и его супруги княгини Елизаветы Алексеевны.

Дубиницкая Т.С. «И заблестят на солнце верные мечи»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.83-92.

Сценарий игры-путешествия в мир средневековых рыцарей. Участвовать в походе смогут все, но в разных качествах: рыцаря, оруженосца или прекрасной Дамы, а кто-то предпочтет остаться просто наблюдателем. Игра состоит из 5 туров, куда включены конкурсы и викторины.

Альмешкина Е.Л. «Призрачные башни»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.94-100.

Сценарий познавательного часа о замках и о том, как в этих грандиозных сооружениях проходила жизнь людей. Замки превращались в «маленькие государства», со своим спокойным укладом жизни.

Просекова О.А. «Жизнь Жаннеты из Домреми-Гре»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.101-108.

Сценарий драматический картины с комментарием историка о Жанне д* Арк. В сценарии прилагается дополнительный материал для беседы «Зарождение и история рыцарства».

Барчева Т.Ф. «Знаешь ли ты Англию? Проверь себя. //Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.109-115.

Сценарий литературно-этнографической игры для учащихся средних классов. Состоит игра из 5 туров: «Обо всем понемногу», «Короли и королевы», «Прогулки по Лондону», «Британский пудинг, или кое-что об английской кухне», «Литературный Альбион».

Акулова О.Ф. «Страна SUOMI в книжном доме»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.7. – С.121-125.

Сценарий путеводитель по книжной выставке финской литературы. Ребят будут сопровождать в путешествии Макс, Милли, шаман… Им предстоит ответить на вопросы викторины о Финляндии, принять участие в исторических конкурсах.

4. Мир искусства

В этом разделе собран богатый материал по искусству, архитектуре, материал для проведения вечеров романса, вальса, сценарии, посвященные великим художникам и композиторам, театральным деятелям, Большому театру, театру кукол.

Каплина О.В. «Весь мир – музей…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.41-47.

Сценарий занятий по искусству для учащихся 3-6 классов по темам: «Музей под открытом небом» (Путешествие по миру архитектуры); «В поисках гармонии» (В музее скульптуры); «И дивный видится узор» (Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства).

Хакурате А.Д. «Ямская гоньба» и «Черный пенни»/А.Д. Хакурате, И.В. Ершова //Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.48-52.

Сценарий вечера об истории почты и почтовой марки, о Центральном музее связи. Ребят ждет встреча с почтальоном, филателистом, репортером.

Порядина М.Е. «Добро пожаловать в Мышкин»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1.- С.53-58.

Сценарий театрализованного путешествия по городу-музею Мышкин для детей и взрослых.

Мургина О.И. «Художник «иных миров»// Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.1. – С.59-69.

Сценарий театрализованного разговора о творчестве художника Врубеля для учащихся старших классов.

Семеречинский И.Н. «Мы едем в театр»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.55-65.

Сценарий вечера, посвященного истории театра оперы и балета для старшеклассников, любителям музыки и хореографии.

Давыдова М.А. «Любовь, трагедия и тайна»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.66-71.

Сценарий вечера музыки для учащихся средних классов. Ребят ждет встреча с ярчайшей фигурой в культуре ХХ в., С.С. Прокофьевым, который еще при жизни стал классиком русской музыки.

Рославцева В.И. «Театр уж полон…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.72-84.

Сценарий театрализованного вечера, посвященного истории Большого театра.

Зархи С.Б. «Песня меня научила свободе…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.12-17.

Сценарий литературной композиции по стихотворениям татарского писателя Мусы Джалиля. Повторяя строки Мусы Джалиля, вспоминая жизненный и творческий путь поэта, понимаешь, насколько важным было для него единство слова и поступка.

Рязанцева Л.М. «Красноречивые в безмолвие»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.18-23.

Сценарий литературного экскурса в историю Дрезденской галереи. Весной 1945 года советские войска вступили в Дрезден. Среди них была специальная команда, имевшая задачей спасти полотна Великих мастеров кисти.

Петрова О.Л. «Художник и война»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.24-29.

Сценарий беседы о военном этапе творчества великого испанского художника Е. Пикассо. Его жизнерадостность неотделима от страданий и ощущений трагического; он наделен способностью, находить утешение и вдохновение от горестей в искусстве.

Рославцева В.И. «Не оскудеет рука дающего»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.89-97.

Сценарий вечера, посвященного 95-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Куликова Е.В. «И… оживают куклы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.98-102.

Сценарий о театре легендарного волшебника-кукольника Образцова. Что может быть безобиднее театра кукол? И, тем не менее, именно на его долю выпало немало тяжких испытаний, суровых наказаний, утрат.

Науменко Г.М. «Петрушка»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.76-87.

Сценарий театрализованного представления для учащихся младшего школьного возраста, посвященного театру кукол. Ребят ждет встреча с героями сказок.

Сухова З.В. «В вихре вальса»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.81-87.

Сценарий выпускного бала. Пусть этот вечер-концерт станет самым ярким волнующим, самым эмоциональным событием, самым запоминающимся и пройдет он в «ритме вальса».

Боброва Л.В. «Позвольте вас любить…»/Л.В. Боброва, Л.Н. Будковая//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.88-97.

Сценарий вечера русского романса. Удивительное это явление – русский романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью.

Ефремова Н.П. «Искусство праздничное, взволнованное…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.98-105.

Сценарий вечера для читателей – старшеклассников, посвященный известному русскому кинорежиссеру Ивану Александровичу Пырьеву.

Бугримова О.Н. «Экипаж машины боевой»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С. 106-109.

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного истории создания знаменитой песни о друзьях – танкистах.

Петрова О.Л. «С гримом у вас все просто…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.106-116.

Сценарий вечера по мемуарной прозе Юрия Никулина, посвященного 80-летию со дня рождения артиста.

5. Человек. Наука. Цивилизация

Представленные здесь сценарии, связанные с Севером, взаимно дополняют друг друга. Это и этнографический очерк, биографические зарисовки о Шмитде, сценарии о фольклоре поморских земель. Здесь представлен материал о выдающихся личностях эпохи: путешественниках, первопечатниках на Руси, меценатах, историческим великим событиям, которые происходили в науке и технике.

Федорова Г.Ю. «Путь к тайнам мироздания через Арктику»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С. 85-93.

Сценарий вечера, посвященного смелому путешественнику и исследователю, ледовом комиссаре лагеря челюскинцев – Отто Юльевиче Шмидте. Более 25 лет он был главным редактором Большой Советской энциклопедии.

Троицкая Н.П. «Пир на весь мир»/ Н.П. Троицкая, М.Ф. Федорова, Е.Х. Алексеева//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.94-103.

Сценарий праздника гурманов, лакомок, сластен. Ребят ждут увлекательные конкурсы: литературный, кулинарный, практические задания…

Булушева Т.А. «Для пользы Родины и Отечества»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.87-95.

Инсценированный урок истории, посвященный русскому меценатству. В России меценатство имеет давнюю традицию, уходящую корнями в глубь истории.

Галина А.А. «В гостях у красоты»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.96-105.

Сценарий экскурса в историю Государственной галереи. Ребят ждет интересный рассказ об основателе национальной галереи русской живописи П.М. Третьякове.

Буячева О.Ю. «Прогулка по абрамцевской усадьбе»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.3. – С.107-120.

Сценарий литературного вечера, посвященный музей – усадьбе Абрамцево. Пожалуй, нет в русской культуре середине ХIХ начала ХХ в., значительных имен, которые не были бы связаны с Абрамцево.

Малая Н.Ф. «Сокровища зеленого сундучка»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.51-57.

Сценарий познавательно-игровой фольклорной программы ко Дню Наума – грамотника.

Зайкова Г.А. «Азбука наука, а ребятам мука!»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.58-64.

Сценарий утренника, посвященного Дню науки. Ребят среднего школьного возраста ждет встреча с героями сказок.

Хакурате А.Д. «Начало Аза»/А.Д. Хакурате, И.В. Ершова//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.65-69.

Сценарий праздника об истории азбук и букварей. Ребят младшего школьного возраста ждет интересный рассказ о Кирилле и Мифодие, о Федорове, о Карионе Истомине.

Стекольникова Г.Е. «Олимпийская викторина»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.70-74.

Сценарий увлекательного состязания эрудитов. Игра состоит из трех туров. Игрокам необходимы знания из истории олимпийских игр Древней Греции, Олимпийской азбуки, предстоит им ответить на вопросы «Олимпийской викторины». В конце сценария прилагается дополнительный материал беседы «Из истории спортивных игр».

Зайкова Г.А. «Три года с папуасами»/Г.А. Зайкова, Ю.С. Зайкова//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С. 103-109.

Сценарий игры – путешествия по карте берега Маклая. Ребят в путешествие будут сопровождать Миклухо-Маклай, Туй, Папуас, офицер, Саул…

Малая С.В. «Адмирал плыл своим путем»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.110-118.

Ребят ждет рассказ из путевого дневника знаменитого испанского мореплавателя Христофора Колумба, который так до конца жизни и не узнал, что открыл Америку.

Бедретдинов С.Б. «Земли «святые» и грешные»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.5. – С.119-124.

Сценарий утренника о «хождении за три моря» Афанасия Никитина тверского купца. Именно Никитин первым на Руси описал жизнь простых индейцев. И в этом главная ценность его исследования.

Бродский М.А. «В чем великая сила твоя…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.55-62.

Сценарий диспута по ветхозаветным преданиям о Самсоне и Давиде. Чем же они заслужили внимание стольких поколений людей? Какой нравственный урок заключен в их историях? Об этом стоит поговорить с читателями.

Карданова М.В. «Счастлив ты, Гиппий, …»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.63-69.

Сценарий – о природе прекрасного – по диалогу «Гиппий Большой» с использованием подробных комментариев к сочинениям Платона, известного русского философа А.Ф. Лосева, для юных любителей философии. В сценарии прилагается дополнительный материал для беседы о «Жизни Сократа».

Витаков А.И. «В самом сердце непроходимой сельвы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.71-80.

Сценарий беседы о культуре индейцев майя для учащихся среднего школьного возраста. Кто они, эти древние майя, воздвигнувшие величественные пирамиды, несокрушимые дворцы и могучие стены городищ? Откуда они? И куда ушли?

Витаков А.И. «Пирамида волшебника»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.6. – С.71-80.

Сценарий пьесы по мотивам древней легенды майя для учащихся среднего школьного возраста.

6. Каникулы без скуки

Гайворонская Т.А. «Все о куклах»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2. – С.104-110.

Сценарий литературно-познавательной игры в фанты. Ребят ждет встреча с героями детских сказок.

Курганова О.Л. Операция «Аптека»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.122-126.

Лето – время сбора лекарственных растений. Ребятам предстоит участие в конкурсе «Травяная смесь». Они узнают много нового и полезного о лекарственных травах.

7. Здоровый образ жизни

26 июня – международный день борьбы с наркоманией. К этому дню можно провести беседы, вечера. Мы рекомендуем в своей работе использовать эти сценарии.

Гаворонская Т.А. «Горькие плоды «сладкой жизни»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.103-108.

Сценарий театрализованной беседы о вреде наркотиков. Сегодня наркомания – бич нашей страны, угрожающий здоровью нации. И одно из лекарств против этой болезни – правда о ней.

Алферов А.А. Мифы и правда о наркотиках//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.4. – С.109-119.

Материал для проведения антинаркотической пресс-конференции для подростков и взрослых. Форма пресс-конференции, как правило, привлекает подростков и даже взрослых. Во-первых, всегда интересно услышать ответ на только что заданный вопрос; во-вторых, участники пресс-конференции – как спрашивающие, так и отвечающие – могут выбрать себе «имидж» по вкусу и перевоплотиться в кого угодно.