«ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ» ВЫПУСК 6

Информационный бюллетень методических материалов
г
. Салават 2003 год

Перед Вами 6-й выпуск информационного бюллетеня методических материалов «Читаем, Учимся, Играем» за 2002 год.  Хочется верить, что он по-прежнему останется вашим верным помощником в работе.

         Материал сгруппирован по разделам:

-         Наши праздники

-         Земля заветная

-         Мир искусства

-         Из российской истории

-         Искусство слова

-         Человек, наука, цивилизация

-         Каникулы без скуки

-         Образ жизни

Открывает выпуск раздел  «Наши праздники». В этом разделе -  нас  ждет новая  встреча с фронтовой поэзией и военной публицистикой: о героической обороне русских городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге уральцев, о знаменитых полководцах Великой Отечественной войны, сценарии, посвященные Международному дню защиты детей, дней рождения и дней именинников, Новогодних утренников, сценарии школьных праздников: День знаний, Последний звонок, Валентинов день.

Шателова В. Б. «Фронтовые поэты… Ваша жизни война рифмовала…» // Читаем, Учимся, Играем.  – 2002 г. – Вып.1. - С.  4-15.

         Музыкально-поэтический вечер для читателей старшего школьного возраста, посвященный Дню Победы. Предстоит встреча с поэтами военного времени: Ю. Друниной, К. Симоновым, С. П. Гудзенко…

Осипова Р. М. «Запомни  этот город – Ленинград,  запомни  эти люди – ленинградцы» // Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1. - С. 18-23.

         Это урок Памяти о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Вечная им память!…

Шелехов М. М. «Солдатская кукла».//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1. -  С.  24-30.

         Театрализованная пьеса-сказка о кукле, попавшей на войну из двух действий для младшего школьного возраста.

Бердникова И. А. «Путешествие по «книжной вселенной».// Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.1. – С. 38-48.

         Сценарий проведения праздника – Международного дня детской книги для пятиклассников. Мы совершим большое космическое путешествие по «Книжной Вселенной» вместе с Метеорчиком и Звездинкой.

Шорыгина Т. А. «В последний раз звенит звонок»// Читаем, Учимся, Играем.– 2002г. – Вып.2.  - С.102-104.

         Сценарий театрализованного школьного вечера «Последний звонок».

Кокорина М. В. «Напутствие магистров» //Читаем, Учимся, Играем.  – 2002г. – Вып.2. -  С. 105-109.

         Сценарий театрализованного представления к празднику «Последний звонок».

Гайворонская Т. А. «Ты имеешь право…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.3. -  С. 4-8.

         Сценарий посвящен Дню защиты детей. Перед нами некоторые пункты международного соглашения – Конвенции  о правах ребенка. 

Шипилова И. З. «Чтобы достойно жить…»// Читаем, Учимся, Играем. –2002 г. –  Вып.3. – С. 9-14.

         Сценарий турнира знатоков права для старшеклассников. В конце сценария представлена литературно-правовая викторина.

Липустина М. Ю. «Я – ребенок, я – человек» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. - Вып.3. – С.15-16.

         Это сценарий игры по правам ребенка. Участникам предстоит ответить на вопросы викторины «Права литературных героев», принять участие в конкурсах «Герои книг имеют право», «Песня о правах».

Тубельская Г. Н. «Золушки» и «Артельные мужички»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. -  С .21-27.

         Всем известно, что день рождения для каждого ребенка – праздник особый. Не поздравить ребенка значит, обидеть его. Нужно бы и отпраздновать это событие всем классом. Предлагается методика проведения Дней рождения в классе.

Антонцева Л. И. «Что в имени тебе моем?…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. -  Вып.3. – С. 28-31.

         Сценарий проведения дня именинника в классе.

Гендель Л. А. «Едет Ваня в красной шапке…» // Читаем, Учимся, Играем. –2002 г. –  Вып.3. - С. 32-36.

         Сценарий семейного  фольклорно-литературного праздника.

Это веселое театрализованное представление, в конце праздника предлагается ответить на вопросы викторины «Сказки про Иванов».

Боброва Л. В. «Клуб веселых именинников»// Читаем, Учимся, Играем.  – 2002 г. – Вып.3. – С. 38-41.

         Театрализованный сценарий летнего заседания клуба Веселых Именинников. Здесь вы можете принять участие в веселых конкурсах: «На самый вместительный карман», «На самого ловкого Именинника», «На самого сильного именинника».

Козина Е. Ф. «Новый год перепутаница» // Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 4-9.

         Театрализованный праздник Нового года. Сценарий составлен по мотивам книги Э. Успенского «Вниз по волшебной реке». Ребята,  передвигаясь по «волшебной реке» вместе со сказочными героями от одного пункта к другому и в каждой точке своего путешествия включаются в маленькое представление, которое превращает их из пассивных зрителей в активных участников событий.

Дьяченко А. В. «День рожденья елочки» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 10-13.

         Сценарий театрализованной новогодней сказки в стихах. Ребята встретятся у елки со многими сказочными героями.

Кульневская О. П. «Письмо деду Морозу» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 14-18.

         Новогодний утренник для учащихся младших классов. Ребят ждут встречи с героями сказок.

Науменко Г.М. «Зимушка-зима» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 21-33.

         Сценарий зимнего фольклорного праздника. На новогодней ярмарке ребят ждут встречи с героями книг, скоморохами и ряженными.

Дупан В. М. «Ярмарка в городе мастеров»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.6.– С. 34-41.

         Сценарий театрализованного праздника из четырех действий. Ребята узнают много интересного и полезного о дымковской игрушке, хохломе, гжели, городецкой росписи. Музыкальное сопровождение вечера – детский оркестр народных инструментов.

«Валентинов день»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.7. – С. 115-127.

         Материал для проведения праздника День Святого Валентина, рекомендации по оформлению праздника, представлены литературные викторины, конкурсы «Любители поэзии», «Поэтическое крылечко», «Цветы мне говорят», «Найди свою Валентину». Обязательный элемент праздника – танец. В игровой форме можно провести конкурсы танцев: «На острове», «На трех ногах», «Спортивный вальс».

         Праздничный вечер станет более ярким, если на нем покажут инсценировку какого-нибудь веселого рассказа или сказки о любви. К примеру, уместной будет сценка «Почтальонской сказки» чешского писателя Карела Чапека.

 

2. Земля Заветная

 

Во втором разделе Земля Заветная собран материал, рассказывающий об уникальности нашей планеты Земля. Ведь экологическое воспитание – важнейшая задача, стоящая перед руководителями детского чтения. Здесь нас ждет встреча с писателями экологами: В. В. Бианки, К. Г. Паустовским, В. Г. Распутиным, с исследователем уссурийской тайги В.К. Арсеньевым.

Предлагаем Вам совершить путешествие по заповедникам и национальным паркам, побыть в подводном мире и на вершине высоких гор. Вместе с капелькой воды или со старичком – лесовиком  исследовать природу станет еще интереснее.

Полякова Н. П. «Ловись рыбка – большая и маленькая» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.1. – С. 75-78.

         В театрализованное морское царство, рыбное государство приглашаются дети среднего  школьного возраста. Во время путешествия предстоит ребятам ответить на вопросы викторины, угадать «зоологические»  загадки.

Рязанцева Л. М. «Разноликая природа» // Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.1. – С. 81-86.

         Это сценарий игрового калейдоскопа для подростков и юношества. Ребят ждут увлекательные конкурсы «Цветочный», «Картинная галерея»,  игра «Эмоциональные животные», «Экологический конструктор»,  им предстоит ответить на вопросы викторины «Страшилки природы». Участники проявят не только свою находчивость и сообразительность, но и, конечно же, знания по экологии.

Симоненко О. С. «Страна непуганых зверей»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1 – С.87-90.

         В путешествии по национальным паркам и заповедникам США, Африки и России приглашаются учащиеся среднего школьного возраста. В конце вечера ребят ждут вопросы викторины.

Майборода Т. В. «Курьезы и тайны природы»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.1. – С. 92-93.

         Учеников младших и средних классов приглашают принять участие на вводном занятии экологического клуба. Красоту первозданного мира не передашь ни словами, ни красками, ее можно ощутить только прикосновением…

Семиреченский И. И. «Завещание»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С. 49-59.

         Ребята старших классов приглашаются на вечер по книге Арсеньева «Дерсу Узала». Русский исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель посвятил своим  странствиям немногим более тридцати пяти лет. Благодаря этому редко встречающемуся сочетанию дарований ученого и писателя не только Россия, но и весь мир узнал, как прекрасен и загадочен Дальний Восток.

Сумашедов Б. В. «Жил отважный капитан» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С. 60-64.

         Беседа о путешественнике, ученом и писателе, открывшем  земли Уссурийского края и Приамурья В. К. Арсеньеве и его проводнике, человеке, чьи корни вросли в эти земли, знавшего в ней все тропки через чащобы и перевалы – Дерсу Узале.

Некрасов И. Б. «Урок в осеннем лесу»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 66-71.

         На познавательную экскурсию учеников младших классов приглашают в осенний лес знаток леса и экскурсовод. Ребята узнают много нового и интересного из жизни деревьев: березы, осины, ольхи и сосны, о лечебных и целительных свойствах лесных ягод.

Данилова О.Г. «Не исчезай, мое село!»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.5. – С. 20-22.

         Ушедшие и уходящие в небытие русские  деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из памяти. Перед нами вечер памяти уходящих деревень.

Бердникова И. А. «Театр краеведческой книги»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.5. – С.24-32.

         Сценарий представления по «Сказкам старого города» Т. А. Копаневой. Театр одной книги – форма работы необычная и требует большой подготовки. В зависимости от возможностей и количества детей «Театр краеведческой книги» предлагаем сделать в двух вариантах: в виде театра на столе, либо театра на стене. Такое   представление  помогает  более яркому восприятию художественного произведения.

Варламов И. В. «Чертов хвост»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.5. – С. 33-35.

Это сценарий театрализованной старинной уральской легенды для детей среднего школьного возраста.

Милохина Н. Р. «Для зверей приятель я хороший»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.5. – С. 36-41.

         Литературный час по стихам С. Есенина о животных, это особая тема в творчестве поэта. «После этих стихов не вольно думаешь, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком» - М. Горький.

Суховский В. Н. «Русские писатели и поэты о птицах и зверях» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 42-46.

         Животные, птицы, насекомые наполняют наш мир, делают его неповторимым, прекрасным. К их образам обращались наши великие писатели и поэты. Давайте вместе попробуем увидеть то, что хотели сказать поэты через образы животных и птиц.

Хохлова Е. Б. «Вопросы почемучкам»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.5. – С. 47-49.

         Сценарий командной игры по экологии. Игра состоит из блоков с соответствующими вопросами из жизни животных, птиц, растений. В игре могут принять от 2 до 4 команд.

Ворошилова Л.А. «О драконах – Ах! Ах!»// Читаем. Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.5. – С. 57-62.

         Сценарий развлекательно-познавательного часа о драконах для младшего школьного возраста. Ребят ждут встречи с героями книг: Змеем  Горынычем, вараном, капитаном и многими другими.

Чернышева Р. Е. «Волшебный букет» // Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 64-67.

         Сценарий командной игры на празднике цветов. Участникам будут предложены конкурсы, викторины.

Ичетовкина М. И. «Загадочный мир цветов»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 71-72.

         Материал для проведения «цветочного праздника». Предложены в сценарии конкурсы: «Доскажи словечко», «Аптека под ногами», «Хоровод лепестков», загадки о цветах.

Кравченко Т. В. «Нам от болезней всех полезней» - 2002г. – Вып.5. – С. 73-81.

         Сценарий ботанической экскурсии в мир лекарственных трав. После беседы о травах приложена игра по типу игры «Счастливый случай». Игра состоит из шести геймов. Участники делятся на 2 команды, им предстоит ответить на 20 вопросов.

Шиков Е. В. «С научной достоверностью»// Читаем,  Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 73-81.

         Театрализованная экологическая сказка. В сценарии прилагаются 3 сказки для использования.

Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки»// Читаем. Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.8. – С.76-80.

         Театрализованный урок экологии из трех действий. Ребята отвечают на вопросы о животных, растениях, узнают для себя много нового и необычного об их жизни.

Яковлева Я. Я. «Птичий базар»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.8. – С. 81-83.

         Сценарий командной викторины для детей среднего школьного возраста. Ребят ждут конкурсы: «В мире птиц», «Веришь – не веришь», «Птицы – герои книг», «Ребусы», «Загадки о птицах».

Канишицкая С. Я. «Зеленые крылья»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.8. – С.84-88.

         Сценарий театрализованной инсценировки версии о происхождении змей. Пьеса состоит из 4 действий.

Затонских Г. В. «Солнцеворот» //Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 92-95.

         Сценарий игры-путешествия по народному календарю для детей среднего школьного возраста. Ребята примут участие в конкурсах «Букет примет», «12 месяцев», «Семь бед – один ответ», «Сказка за сказкой».

 

 

3. Мир искусства

В этом разделе вас ждет встреча с творцом Итальянского Возрождения, мастером Леонардо да Винчи, которому в 2002 году исполнилось 550 лет со дня рождения. Совершим  музыкальное путешествие в прошлое крупнейшего  композитора ХХ столетия Игоря Федоровича Стравинского, автор Дружинин Ю.В. приглашает на цикл «телепрограмм» «Песня остается с человеком» на встречу с юбилярами 2002 года Софией Ротару и Эдитой Пьехой.

Рославцева В. И. «Путеводительница, или снять пыль веков»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С. 72-84.

         Сценарий театрализованного представления по страницам романа Д. Мережковского, посвященный  550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи.

Дьяконова В. П. «Куклы с человеческой душой»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 30-35.

         Музыкальное путешествие по театральной программе, посвященное 120-летию И.Ф. Стравинского.

Дружинин Ю.В. «Песня остается с человеком…»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 36-39.

         Сценарий театрализованных «телепрограмм», посвященных творчеству прекрасных женщин и талантливых певиц Софии Ротару и Эдиты Пьехе. Участники вечера узнают много интересного из  их биографии, услышат любимые песни.

 

4. Из российской истории

 

         Этот раздел посвящен юбилейным историческим датам, знаменитым историческим личностям. Здесь вы встретитесь с Наполеоном и декабристами, мечтавшими спасти свою страну, свой народ от самодержавной царской власти, великим императором Петром 1.  В этом разделе представлена серия небольших пьес, построенная на исторических песнях и сказаниях. К 300-летию Санкт-Петербурга рекомендуется провести беседы и викторины.

Зайков А. С. «Судьба русского уездного города в великий год России»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 4-15.

         Сценарий театрализованного устного журнала, посвященного городу Дорогобужу и Отечественной войне 1812 года. Город Дорогобуж  ровесник Москве. В 2002 году ему исполнилось 850 лет.

Жаркова Е. П. «Нелживый свят, блеснет…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. -  Вып.7. – С. 4-9.

         Сценарий литературной игры для старшеклассников об отчаянной попытке переменить ход российской истории. На сенатскую площадь в Петербурге вышли молодые офицеры, мечтавшие спасти свой народ от самодержавной царской власти, от тягот крепостничества и жестокостей солдатчины.

Дегтярева О. В. «Поклонись, Россия!»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 4-13.

         Сценарий театрализованного вечера, посвященного дню защитника Отечества. Это день памяти тем, кто, отстаивая Родину от кочевников, немцев, шведов, тем, кто защитил страну в годы Великой Отечественной войны, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто до конца верен воинскому долгу.

Науменко Г. М. «Слава нам на целый мир»// Читаем, Учимся, Играем. – Вып.8. – С.14-35.

         Театрализованный сценарий небольших пьес, построенных на исторических песнях и сказаниях. Постановка детьми и подростками этих пьес делает их не только актерами, художниками, костюмерами, режиссерами, но и творцами собственного театра.

         Пьесы посвящены историческим личностям: Ермаку, императору Петру 1, Суворову.

Давыдова М.А. «Петровские военные забавы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 30-38.

         Сценарий театрализованной беседы о полководце, принесшему России военную славу об  императоре Петре Великом.

Давыдова М. А. «Марсовы потехи»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С.    39-40.

         Сценарий командной игры для детей старшего школьного возраста. Строгое жюри определяет самого сильного, ловкого и сообразительного. Почетным гостем и помощником в игре станет сам император Петр Великий, гордость нашего Отечества.

Луговских О. В. «Что вы знаете о Петербурге?»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 41-50.

         Сценарий викторины, посвященный 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга. Первая часть викторины – это вопросы об истории и архитектуре города, вторая часть – о знаменитых Петербуржцах.

 

5. Искусство слова

 

         В этом разделе собран материал, посвященный писателям-юбилярам 2002 года. Среди классиков встретимся с К.Н. Батюшковым, поэтом пушкинской плеяды; Д. Н. Маминым-Сибиряком,   писателем,  влюбленным в природу; с поэтом-декабристом А.А. Бестужевым; с С. Я. Надсоном;   А. М. Ремизовым,  озорным сказителем Серебряного века;  современными поэтами  В.Г. Семеновым и О. А. Фокиной.  поговорим о  В. Высоцком,  И.А. Гончарове, И. Северянине.

Буячева О. Ю. «Детский человек»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.1. – С. 102-104.

         Сценарий вечера-портрета детского писателя Антония Погорельского, создателя сказки в прозе для детей. Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви, пронес он их через все свое творчество.

Тамахина И. Р. «Великан по имени Чукоша»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1. – С. 110-112.

         Сценарий литературного вечера, посвященного писателю, переводчику, мемуаристу, лингвисту, переводчику, критику, кропотливому редактору Корнею  Ивановичу  Чуковскому.

Попов А. «Сказки дедушки Корнея»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1. – С. 113-116.

         Сценарий театрализованного литературного праздника для детей по сказкам К. И. Чуковского для детей младшего школьного возраста.

Хохлова Е. Б. «Путаница дедушки Корнея»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1. – С. 117-120.

         Материал для детского литературного утренника по творчеству К. И. Чуковского. Ребят ждут встречи с героями сказок.

Порядина М. Е. «Язык древних легенд»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.1. – С. 122-126.

         Сценарий игры-викторины по творчеству Д. Р. Толкиена «Хоббит», о путешествии «превосходного, дерзновенного» хоббита Бильбо в компании гномов. В конце мероприятия можно провести беседу «Не утраченное сказание» о Джоне Рональде Ренеле Толкиене.

Мургина О.И. «Оксюморон одной судьбы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С.4-12.

         Сценарий литературного театрализованного вечера о судьбе и творчестве известного поэта и переводчика Аполлона Александровича Григорьева.

Юрченко В. Г. «Я избран королем поэтов…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.2. – С. 16-28.

         Сценарий музыкально-поэтического вечера, посвященного 115-летию со дня рождения Игоря Северянина для детей старшего школьного возраста.

Семенова В. Г. «Поэт поколений «Тайной свободы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С. 29-38.

         Сценарий театрализованного разговора о поэте и современной поэзии, посвященный 55-летию Ю. М. Кублановского – поэта, публициста, критика. Юрий Михайлович  - один из основателей литературного объединения СМОГ.

Сапожникова Е.Я. «Здравствуй, господин Шарль!»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С. 42-48.

         Сценарий беседы о жизни и творчестве французского писателя Шарля де Костера. Ребят ждет встреча с героями его книг. Де Костер не любил одиночества и любил бродяжничать с приятелем по дорогам Бельгии. Он был беден и весел, горд и приветлив

 Дьяконова В. П. «Пленник памяти сердца»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3 – С. 54-62.

         Сценарий ролевой игры-фантазии, посвященный 215-летию со дня рождения Константина Батюшкова. В одном из стихотворных посланий молодой А.С. Пушкин писал о своем старшем друге: «философ резвый и пиит, парнасский,  счастливый ленивец», «радости певец». Ребят старшего школьного возраста ждет встреча с героями его поэзии.

Гайворонская Т. А. «Сказки вечерних сумерек»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 66-69.

         Сценарий литературного  вечера знакомства с творчеством  Д. Н. Мамина-Сибиряка. Верный главному направлению своего творчества, всегда опирающегося на факты действительности, писатель не стал, что называется «сочинять», а рассказал о подлинных деятелях Урала.

Буячева О. Ю. «Излюбленный человек»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 70-76.

         Сценарий литературного вечера, посвященный жизни и творчеству Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

Федорова Г. Ю. «Лето красное»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 77-80.

         Сценарий летнего праздника, посвященный 125-летию со дня рождения Алексея Михайловича Ремизова. В конце вечера можно провести беседу «Жизнь и скитания А. М. Ремизова».

Широкова Л. В. «Мой край родной, мой Север милый…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 81-86.

         Сценарий беседы для старшеклассников по творчеству современной вологодской поэтессы Ольги Александровны Фокиной, лирика природы, сельской жизни и повседневного труда.

Карданова М. В. «Литературные герои «за» и «против»»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3.  – С. 88-100.

         О правах человека, воспитании и государственности размышляют герои произведений Ж. Ж. Руссо на этом литературном вечере. В сценарии прилагается беседа «Наследие Руссо» и биографии и его творчестве.

Грачев С. А. «Верный и сильный»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 105-113.

         Сценарий  литературного спектакля по мотивам произведений Александра Дюма. Знаменитый французский писатель ХIХ века создал 1200 томов романов, драм, новелл. В конце вечера рекомендуется провести викторину по творчеству писателя, а также имеется дополнительный материал о биографии Дюма.

Клушанцева Е.Е. «Один за всех и все за одного»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С. 120-121.

         Сценарий литературной командной  игры по классическому наследию французской литературы. Ребятам предстоит участие в конкурсах «Три», «Слова», «Мушкетеры», «Этнография», «Один из трех».

Агапова И. А. «Меня зовут Дюма»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С.124-126.

         Сценарий литературного вечера представления сцен из жизни А. Дюма. Во время вечера ребятам предстоит завершить три известные  ситуации  из жизни писателя.

Тамахина И. А. «Илья Ильич или царство лени»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 4-9.

         Сценарий вечера-встречи с героями романа «Обломов» Ивана Александровича Гончарова. «Его роман – это «знамение» настоящего общественно-политического состояния России» - такую оценку дали писателю современники. «Обломов» во многом это роман о самом Гончарове.

Шайхуллина Г. Г. «Рассказы пишущей машинки»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 13-17.

         Сценарий театрализованных пермяковских чтений. Евгений Андреевич Пермяк – один из создателей современной сказки, в которой смелая народная фантазия, неосуществимая в прошлом, становиться явью. Язык Е. А. Пермяка предельно прост и лаконичен. Сказки писателя читают и любят не только дети, но и взрослые.

Белов В. И. «В поисках дома»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 20-26.

         Сценарий театрализованной литературной композиции для старшеклассников, посвященной Василию Ивановичу Белову. Во время вечера участникам предстоит выполнить следующие задания: объяснить смысл афоризмов, объяснить пословицы, ответить на вопросы викторины.

Боброва Н. М. «Поэт тревожных упований»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С.84-91.

         Сценарий карнавала, героев произведений, поэта Семена Яковлевича Надсона.  В конце вечера можно провести беседу о судьбе и творчестве поэта.

Ирмияева Т. Ю. «Солдат молоденький»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 92-95.

         Сценарий беседы по роману В. Н. Войновича «Жизнь и приключения  Ивана Чонкина». Во время вечера ребят ждет встреча с героями книги, которые зададут им вопросы.

Макарова Б. А. «Честь и слава против счастья и богатства»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 96-104.

         Сценарий литературного праздника по сказкам В. Гауфа для детей младшего школьного возраста.  Ребят ждет встреча с героями:  Маленьким Муком, Карликом Нос, Петером Мунки  и многими другими.

Буячева О. Ю. «Окунуться в собственное детство…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 105-115.

         Сценарий литературного утренника по творчеству Астрид Линдгрен. Линдгрен навсегда осталась во власти детства, как героиня одной из ее книг, которая живет в самом обычном старом доме, окруженном садом. Ребят ждет встреча с героями ее сказок.

Хохлова Г. А. «Лучшая в мире Астрид»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5 – С. 116-117.

         Сценарий литературной игры по произведениям Астрид Линдгрен. Ребят нужно разделить на команды, которые примут участие в викторине. Среди зрителей можно провести аукцион «Самый-самый». В сценарии прилагается дополнительный материал о биографии Астрид Линдгрен.

Комикова Н. Л. «Приходите в Остер-класс, как-нибудь поучат вас»// Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.5. – С. 121-126.

         Сценарий театрализованного представления по «вредным советам» Г. Б. Остера. Ребятам предстоит ответить на вопросы викторины по биографии и творчеству писателя.

Дьяконова В.П. «Поэт, прозаик, декабрист»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 42-46.

         Сценарий литературного театрализованного сценария о творчестве поэта,  декабриста Александра Александровича Бестужева. Его судьба ярка, многогранна и таинственна…

Ирмиева Т. Ю. «Между нами и всеми … какой-то разрыв…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 47-49.

         Литературный вечер по творчеству писателя Леонида Ивановича Бородина. Ребятам предстоит ответить на вопросы по рассказам  «Встреча», «Третья правда», «Вариант».

Невзорова Е. П. «Высоцкий – детям»/Е. П. Невзорова, Н. Р. Милохина//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С.50-63.

         Сценарий литературно-музыкального часа с поэтом, знаменитым музыкантом Владимиром Семеновичем Высоцким. Участники узнают много нового и интересного из жизни поэта.

Шорыгина Т. «Я книг его читаю строки…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 56-63.

         Сценарий литературного семинара для старшеклассников по творчеству Юрия  Иосифовича Коваля. Коваль – знаменитый детский писатель, учитель, автор известных  повестей «Недопесок», «Пять похищенных монахов», «Самая легкая лодка в мире», лауреат многочисленных премий.

Прокофьева С. «Кот в сапогах, или по всем правилам»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.7. – С. 20-33.

         Автор представляет на суд зрителей собственную версию сказок великого сказочника Шарля Перро. Спектакль состоит из шести картин, где ребят ждет встреча с героями сказок: Людоедом, Принцессой, Котом в Сапогах, Королем, Маркизом.

 Андреева М. С. «В гостях у сказки»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.7. – С.34-36.

          Сценарий командного конкурса по сказкам Ш. Перро. Участникам будут предложены викторины, конкурсы. Зрителям предстоит ответить на вопросы викторины по творчеству Ш. Перро.

Грачев С. А. «На суше и на море»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.8. – С. 52-58.

         Сценарий театрализованного вечера по творчеству французского писателя Жюля Верна. Природный дар богатого воображения вместе с обширными знаниями в естественных науках помогли Ж.  Верну создать в литературе новое направление – фантастику, которая рассказывает не только о необыкновенных приключениях в экзотических странах, непознанных уголках мира, но и могуществе науки. В сценарии прилагается дополнительный материал беседы о биографии писателя и вопросы викторины.

Майборода Т. В. «С мечтой о море»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 59-62.

         Сценарий литературного театрализованного путешествия по творчеству Ж. Верна. Ребят ждет встреча с Робинзоном Крузо, радистом, капитаном. Герои помогут сделать вечер интересным и веселым, зададут детям вопросы.

Меньщикова Н. А. «По волнам океана познания»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 63-67.

         Сегодня корабль «Кругозор» отправляется вместе со школьниками старшего возраста в путешествие по волнам бескрайнего океана Познания. В путешествии ребят ожидают штормы  и подводные рифы, полный штиль и сильные течения. Поведут вас в путешествие Капитан Кук и юнга.

Осипова А. И. «Спешите делать добрые дела»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 121-124.

         Сценарий литературного урока, посвященного творчеству лирика Александра Яшина. Одна из главных тем лирики поэта – тема добра и участия в судьбах других. Он не мыслил своего существования иначе, как в постоянном свершении добрых дел.

 

6. Человек, наука, цивилизация

 

         В этом разделе собран материал об изобретениях и открытиях человечества, о людях науки, интересный рассказ о семи чудесах света. Нас пригласят совершить увлекательное историческое путешествие в каменный век – к первому человеку, к первому огню и первой песне.  Узнаем о строительстве первой железной дороги.

Бродский М.А. «Поэт точных наук»//Читаем, Учимся, Играем. -  2002 г. – Вып.1. – С. 95-99.

         Беседа  о творчестве выдающегося популяризатора Якова Исидоровича Перельмана – классика отечественной научно-популярной литературы, создателя и ярчайшего представителя жанра «занимательной науки». В приложении к сценарию имеется дополнительный материал о биографии ученого.

Дружбина И.В. «Путешествие в прошлое»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С.43-51.

         Сценарий ролевой игры – путешествие в каменный век. Единственная книга, которая нам что-то может рассказать – это Земля. Вот по этой книге мы и совершим это путешествие к далеким предкам.

Конько Я.С. «В новое тысячелетие»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 57-67.

         Сценарий развивающей игры для юных читателей. Ребятам представляется возможность вспомнить историю человечества от века ХI до ХХ века. Игра состоит из 5 туров. Болельщикам предстоит участие в конкурсе  «спичечной математике»

Конько Я. С. «От великого до смешного»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 68-79.

         Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 11 классов. В основе этой интеллектуальной игры лежит проект шоу «Лидер ХХI века». Игра состоит из 6 туров, которые охватывают все области знаний.

Авдеева З. А. «Семь чудес света»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 80-83.

         Сценарий литературной игры для учащихся 3-5 классов из цикла «Всемирная история». Здесь приведены самые интересные исторические факты. Игра состоит из 6 конкурсов, где ребятам придется разгадать кроссворды, ребусы, принять участие в конкурсах. Имеется увлекательный интересный познавательный материал о семи чудесах света.

Казак Г.Р. «Цени свое время»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4.– С. 88-98.

         Познавательная программа для юных эрудитов о времени, как категории философской и нравственной. Ведь беречь время, значит,  быть внимательнее к себе и людям. Вопросы участникам игры задаются по литературе, физике, астрономии, истории, математике, рисовании.

Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.4. – С. 99-107.

         Театрализованная пьеса в двух действиях с прологом. Это сценарий сказки о времени. Ребят ждет встреча с Кукушкой, Львом, Кошкой, Волком, Совой и Солнцем.

Беляева Л.А. «Дороги, дороги»//Читаем, Учимся, Играем – 2002 г. – Вып.7. – С.56-62.

         Сценарий автомобильной игры – состязания для учащихся 5-6 классов. Командам предстоит ответить на вопросы викторины, принять участие в конкурсах.

Хакурате А.Д. «Самовар в упряжке ходит»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.7. – С. 63-69.

         Сценарий театрализованной игры, посвященный созданию первого в мире паровоза, строительству железной дороге Санкт-Петербург – Москва. Ребят ждут вопросы викторины «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою…»

Некрасова Н.Н. «Жизнь моя – железная дорога»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002г. – Вып.7. – С.63-69.

         Сценарий вечера поэзии, посвященного строительству железной дороги. На этом вечере ребята узнают, какое место и какую роль играет железная дорога в жизни человека, какое влияние она оказывает на его чувства,  и как эти чувства выражаются разными людьми, особенно с помощью поэзии.

 

7. Каникулы без скуки

 

         Для того,  чтобы ваши летние каникулы прошли весело и интересно рекомендуем провести  следующие мероприятия:

Науменко Г. М. «Мы играем и поем»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.2. – С. 110-126.

         Лето – лучшая пора для игр. Сценарий фольклорных игр: «У медведя во бору», «Пчелы», «Золотые ворота», «Заря заряница», «В дятла», «Горелки»…   Участники во время игр водят хороводы, изображают различных персонажей – неуклюжего медведя и озорного воробья, злую Бабу-Ягу и пугливую мышку…

Голикова Н.В. «Футболист работает головой»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.3. – С.42-47.

         Сценарий интеллектуального футбольного турнира. В турнире принимают участие две команды. В ходе игры Тренер задает вопросы и ведет подсчет. Судья следит за соблюдением правил игры, назначая (в случае необходимости) штрафной удар (дополнительный вопрос), а комментатор заполняет паузы рассказами о футбольных курьезах. Игра состоит из двух таймов.

 

8. Образ жизни

 

         В этом разделе собран материал о здоровом образе жизни, о понятиях добра и зла и о том, что делают нашу жизнь доброй, светлой, чистой.

Чивикова О.А. «Чтоб расти нам сильными…»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 97-100.

         Сценарий театрализованного дня семейного общения, посвященного Всемирному дню здоровья. Ребятам предлагается принять участие в играх, конкурсах.

Чивикова О.А. «Образ жизни преодоление»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 101-103.

         Сценарий литературного вечера по роману Ирвина Шоу. Ребята узнают о том, как занятия спортом влияют на жизнь человека, на примере главного героя романа Майкла.

Карданова М.В. «Золотое кольцо Гига»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.6. – С. 106-111.

         Сценарий  вечера о добре и зле на основе античных мифов, сказочный сюжет которых ведет к мудрому философскому умозаключению: «Добро само есть дело: кто учен добру, сам делается добрым в силу этого…»

Казанцева Л.И. «Леди и Джентльмены»//Читаем, Учимся, Играем. – 2002 г. – Вып.8. – С. 112-120

         Сценарий игры КВН на тему нравственности для учащихся 6 классов. Командам будет предложено по три ситуации на знание общепринятых норм  и правил поведения, примут участие в конкурсах.